- Участник: А если клиент не хочет смотреть на ситуацию по-другому?
Я предлагаю человеку миф – играем в эту игру или нет? Я готов к тому, что он может отказаться, и тогда до свидания. У меня нет никаких обязательств помогать каждому страждущему, который пришел ко мне не за тем, чтобы получить изменения в своей жизни. Это моя позиция, про которую я совершенно спокойно могу говорить в сообществе и которой не стыжусь, - да, я делаю изменения и к этому стремлюсь. Если изменения не нужны, то можно пойти к другому практику.
- Участник: Хотел молчать, но не могу. Есть извечная проблема, что входной билет – декларированный запрос - очень часто меняется в ходе терапии до абсолютно другого. Поэтому входной билет, который вы оцениваете (мой, не мой) может быть просто дежурным. Человек считает, что все нормальные люди с этой проблемой должны ее проработать, а потом выясняется, что проблема совершенно другая. Вы вычеркиваете человека как клиента: «Нет, я с этим не работаю», а на самом деле он просто не понимает, почему ему плохо. Он пришел и сказал то, что прочитал в популярной статье. Но нужно сделать сколько-то шагов, чтобы почувствовать, что на самом деле у него болит.
Да. Поэтому позиционирование специалиста - это не только и не столько про круг запросов для меня. Это про соблазнение своего клиента и отваживание не своего. Если для этого нужно использовать обозначение круга запросов – почему бы и нет. Только готовиться тут нужно не к тому, что придут люди с именно таким типом «боли», а к тому, что придут люди, написавшие свои истории с использованием этих слов, не более.
- Участник: Если клиент просто в депрессии, у него нет сил, он не может хотеть сейчас никаких изменений, просто хочет, например, посидеть с кем-то рядом – не отправлять же его сразу? Но если ему просто не подходит этот терапевт, лучше сразу это обозначить, чтобы он не тратил свои деньги и время. Возможно, этот терапевт подходящий, но только когда человек будет готов к изменениям, то есть не сейчас. Ему нужно пройти этот этап.
В любом случае пройти этот момент – это ведь тоже какие-то изменения. Мне кажется, можно что угодно рассмотреть с точки зрения изменений. Вряд ли кто-то откажет человеку в депрессии, не предложив какой-то помощи. Вообще отказать человеку – это не значит сказать: «Пошел вон!» У нас есть сообщество, куда я могу написать, что есть человек, а я с таким не работаю. Кто-то возьмет, коллеги замечательно откликаются. Например, я недавно написал в Facebook, что мальчик 4 года не говорит, а я с этим не работаю, и специалисты откликнулись.
- Олеся: Мы довольно много говорим про твой миф и твои предпочтения. Ты – хозяин-барин. Получается, что терапия - заведомо не равный процесс. Это пространство, в котором терапевт – хозяин. В какой-то момент он говорит: «Посоветую-ка я вам кого-нибудь другого». И сколько бы он не был доброжелателен в этот момент (уверена, что у него благие намерения), это все равно ставит в неравную позицию, с одной стороны. С другой стороны, это влияет на изменения, но изменения надежд клиента и его представлений о терапии.
Это я иногда слышу в откликах людей, которых переправляю другим специалистам. У меня бывает перебор людей, и я не успеваю их принять. При этом приличное количество их не переходит, то есть люди на этом останавливаются и могут прийти снова ко мне через длительное время.
Но даже если человек все-таки идет к другому терапевту, у него настрой уже заведомо такой – а ты меня не отправишь? Это только те истории, которые я могу проследить, понимаю, что не все знаю.
Процитирую клиентку, с которой я периодически работаю и у которой есть опыт работы со многими терапевтами.
- У меня есть проблема, с которой меня много, кто гнал.
- В смысле?!
- Ну, хотят, чтобы я очень быстро с ней работала, а я не хочу. Это приводит к тому, что я вылетаю из терапии.
Мне кажется, что все терапевты хотят, чтобы терапия была хорошей, и образ хорошей терапии выглядит так: человек приходит, мы помогаем, он рад изменениям, которые с ним происходят – все счастливы. Но помимо нашего предпочитаемого образа хорошей терапии есть представления клиента. Огромное количество людей, которые обращаются за терапией, вообще не имеют представления о том, как это выглядит. У них свой вариант терапии.
Один мой клиент рассказал мне про нашу общую знакомую, которая до этого ко мне обращалась, и я ее перенаправила: «Знаете, она в итоге приняла решение, что если у нее раз не получилось договориться с терапевтом, второй не получилось, третий тоже что-то не срослось, что терапия – это, похоже, не для нее». Но такое решение ведь вообще не связано терапией. Оно связано с организационными особенностями терапевтов, с которыми она общалась, а вывод сделан о терапии.
Я вот и думаю – насколько мы здесь можем опираться исключительно на свои представления о хорошей терапии?
Данила: Было бы интересно записать работу с человеком «с улицы». Я согласен, что есть дисбалансы. Терапия обладает привилегией рассказывать о том, что такое терапия, потому что терапия – это терапия, а терапевт имеет право рассказывать, что такое терапевт, потому что терапевт – это терапевт. Так и люди имеют право рассказывать, кто они такие. Но рассказывать мне, кто я такой, они права не имеют. Если наши представления о самих себе таковы, что не могут совпасть в одной истории. Эта истории не будет написана. У меня достаточно гибкая идентичность, но у этой гибкости тоже есть свои пределы, за которые я не готов заходить.
- Участник: Я слышу, что в начале или в процессе первой сессии терапевт рассказывает клиенту о том, чем закончится терапия, то есть результат терапии в этой схеме вынесен за ее пределы. У меня есть свое упование, что терапия и есть сам процесс терапии. Если говорить об изменениях по итогу терапии, это, скорее, про заключение психотерапевтического контракта. Но это не про то, что здесь и теперь происходит в контакте нечто, что является целительным.
Это не нарративно, хотя действительно такое представление о терапии есть. Нарративная практика –коллаборативный подход, это значит, что на сессиях мы готовим почву историй, а изменения происходят в результате действий клиента в его жизни, которые опираются на эти истории.
- Участник: Я психолог-профконсультант, и когда пытаюсь в свою работу интегрировать нарративную практику, замечаю для себя, что все, что я делаю – это разделяю историю. Да, конечно, мы можем помочь клиенту вырулить на предпочитаемую историю и т.д. Но прежде всего я свидетель. Если человек приходит для того, чтобы быть услышанным или принятым – такой запрос тоже возможен.
Для него хорошей терапией будет то, что его услышали и приняли то, что он рассказал. Возможно, это приведет к каким-то изменениям, например, человеку полегчает. Для меня важно заключить устный контракт, к каким изменениям и каким способом мы будем стремиться. Не всегда этот способ или эти изменения подходят мне, как соавтору этого процесса. Опять же если это сексуальное удовлетворение посредством того, что я говорю человеку вещи, которые мне кажутся оскорбительными, мне может быть не ОК быть соавтором такого процесса.
- Участник: Для меня в первую очередь важно, что такое история хорошей терапии для человека. Мы же в основном говорим про миф терапевта. Это меня и смущает.
Дело в том, что я рассказываю про себя. Если бы я взялся рассказывать про то, какие бывают мифы и способы получения хорошей помощи у других людей, то начал бы присваивать их право менять этот процесс, а он, правда, бывает очень разный. Очень по-разному люди хотят получать терапию, очень по-разному называют изменения.
Я ввожу всего один термин - изменения. Вот и почти вся трансляция мифа. Нарративная практика привносит намного больше. Даже когда мы спрашиваем о ценностях – люди часто не думают про свои ценности – мы все равно какие-то понятия вводим. Пусть мы стараемся сделать эти понятия максимально абстрактными, чтобы люди могли их наполнить своим содержанием целиком и полностью, все равно мы этим влияем. Вопрос – насколько? Конечно же, при выяснении того, какая терапия хороша для человека (я же не могу говорить за него, я говорю за себя), понимаю, что я соавтор, и на меня влияет все то, во что я верю.