Действительно, даже поверхностное изучение сегодняшней действительности подтверждает эти точки зрения. Трудно найти нацию, религию или политическую систему, которая бы не заявляла о себе как о лучшей, истинной и выдающейся из всех существующих. Любой другой человек с отличной точкой зрения, цветом кожи, политическими взглядами или религиозными убеждениями (и это только немногие из возможных отличий) автоматически признается дефектным в некотором смысле – зачастую в генетическом. При этом всегда кажется, что Бог на нашей стороне, а не чьей-нибудь еще.
В последние 10 лет появился новый вид психотерапии, в качестве одного из своих основных приоритетов рассматривающий формируемые обществом истории, дающие право и/или привилегию на что-либо. Этот новый вид называется «нарративной практикой», и его последователи особенно заинтересованы в разрушении (выявлении) культурных историй, которые являются «нормативными», т.е. в деталях описывают условия, которые необходимо выполнить, чтобы аутентично вписываться в заданный социологический контекст. Нарративные практики отдают предпочтение точкам зрения своих клиентов, а не каким-либо формальным или академическим знаниям. Их цель – освободить клиента от давления «Великих Историй», которые изображают отдельных индивидуумов дефективными и отводят их на задний план, по сравнению с другими индивидуумами. По мере того, как развивалась нарративная практика, для достижения этих целей было разработано много элегантных и эффективных путей, использующих в качестве инструмента беседу с психотерапевтом. Быстро увеличивалось число научных конференций, книг, университетских курсов по данной тематике. Кажется, что этот новый вид психотерапии привлек значительное число психотерапевтов. Я являюсь одним из них, и я изучаю и практикую этот подход последние 10 лет. За это время я начал беспокоиться о том, что нарративная практика неумышленно пострадала из-за людского стремления к материализации метафор и обожествлению своих лидеров, а также из-за того, что предположения, лежащие в ее основе, каким-то образом являются более привилегированными, чем предположения, использующиеся невежественными дикарями и варварами, живущими по соседству (это должно быть вам уже знакомо).
Цель этой работы – поднять и, надеюсь, частично ответить на вопрос о том, насколько нарративная практика придерживалась своих предположений, особенно внутри своих границ, и при взаимодействии с психотерапевтами, использующими другие модели и теории. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вкратце обсудим предположения, лежащие в основе нарративной практике, а далее перейдем к обсуждению и постановке вопросов, касающихся достижений нарративной практики по отношению к ее идеям. Последнее, я почти уверен, вызовет дискуссию и изложение других точек зрения по этому вопросу, что мной только приветствуется. Я осмеливаюсь надеяться на то, что подобная дискуссия будет вызвана этой статьей.