Коллективные нарративные практики — развивающаяся область. Опираясь на теоретические и практически основания нарративной терапии (White & Epston, 1989, 1990; White, 1989a; Epston 1989a), они нацелены на помощь столкнувшимся с серьёзными тяготами людям в тех контекстах, где «терапия» может быть культурно неуместна. В статье я рассказываю о своём путешествии по этому развивающемуся пространству, раскрываю интеллектуальную историю шести ключевых аспектов нарративной терапии, насыщенно описываю некоторые социальные программы и партнёрства. Своим кратким историческим рассказом я надеюсь сделать вклад в небольшое на настоящий момент количество литературы о социальном и интеллектуальном происхождении нарративной терапии
[1]. Я также надеюсь, что эта статья продемонстрирует историческое полотно, на котором развернулось поле коллективных нарративных практик.
При создании этой статьи я заново обратился к текстам Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, появившимся в 1980х годах ещё до создания термина «нарративная терапия», а также к служившим им опорой источникам. Ещё одной частью интеллектуальной истории коллективных нарративных практик стали впечатления, отношения, встречи и межкультурные и межгендерные взаимодействия. В этой статье я рассказываю о своём пути по всему этому — пути, который начался в 1993 году.
В 1993 году мне было 23 года, я жил в Сиднее. За несколько лет до этого я закончил обучение по специальности «Социальная работа» и теперь работал в тюрьме строго режима в отделе заботы о благополучии и образовании. В мои обязанности входило фасилитирование групп трансгендерных заключённых и недавно попавших в тюрьму юношей, а также «обучение» в рамках социальных курсов темам классовой, гендерной, расовой принадлежности тех заключённых, кто питал надежды работать в этой области по истечению срока заключения. Тогда же я на волонтёрских началах регулярно посещал школы для проведения встреч, на которых мы обсуждали темы гендера и насилия.
Когда я сейчас вспоминаю это время, то вижу отчаянные попытки найти способы реакции на то, что на тот момент было для меня двумя достаточно новыми открытиями:
• Моё семейное древо было пересажено на чужой двор [2]Работа в тюрьмах означала, что теперь я взаимодействовал и формировал значимые связи с представителями коренных народов Австралии. До этого, насколько мне известно, я никогда не встречал аборигенов. Что точно — я никогда раньше не пытался осмыслить свою жизнь через оптику местного населения, увидеть, как полицейский и тюремный режим в Австралии свидетельствуют о продолжающейся оккупации аборигенных земель, лишении бедных слоёв населения прав.
• Вред, который люди моего гендера (мужской) нанесли и продолжают наносить женщинам, детям и другим мужчинам.Посещая школы, я видел молодых людей на пороге обретения взрослой мужественности. Временами в их глазах можно было заметить радость, весёлость, открытость, порой доминировали жестокость и брутальность. На каждом воркошпе, который мы проводили в школах с MASA (Men Against Sexual Assault – Мужчины против сексуального насилия
[3]), мы становились свидетелями того, как доминирующие формы маскулинности ограничивали жизни молодых людей, и пытались открыть пространство для других форм бытия. С понедельника по среду я встречался с мужчинами в тюрьме; некоторые из них совершали насилие, избиения, убийства.